Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Слово директора школы

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности», – слова Уинстона Черчилля адресую себе ... И вперед в новый учебный год

Марина Анатольевна, главный редактор нашего сайта, обратилась ко мне с просьбой накануне 1 сентября подготовить обращение с пожеланиями коллективу школы (коллективом я считаю не только сотрудников, но и родителей наших учеников и самих детей). Сначала мне казалось, что сделать это будет легко, а потом я поняла, что передо мной стоит практически невыполнимая задача. В чем сложность? Директор отвечает за все. Если я что-то желаю коллективу, значит, я это желаю самой себе, прежде всего. А пожелания самой себе- это всегда признание собственных «недоделок», ошибок, признание в промахах в системе работы школы.

Итак, пожелания самой себе перед началом учебного года

Анализ итогов прошедшего года показывает, что за  ситуацией мнимого благополучия скрывается  стагнация, когда отсутствует динамика результатов, более того, появилось ощущение, что коллектив  достиг своего потолка. Люди интересные существа. «В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку», - писал Сэр Теренс Пратчетт, английский писатель-сатирик. Как это не грустно осознавать, но я понимаю, что некоторым учителям стало скучно учить, а детям скучно учиться. Детский мир тесно связан с миром взрослых, поэтому дети как зеркала, возвращают взрослым ту культуру, которые взрослые создают. "Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем человека вниз, либо поднимаем его наверх" (Д.Вашингтон). Именно решению этой проблемы, проблемы повышения мотивации, в рамках инновационной деятельности будет отдана львиная доля директорского времени.

Как мне это видится?

Сегодня, анализируя свою работу как руководителя, могу сказать, что многое хотела бы изменить. И в первую очередь – в самой себе.

Считаю, что, согласно общеизвестным принципам эффективного руководства, я не в должной степени защищаю своих учителей от всего того, что может отнимать у них время и отвлекать от работы (различные отчеты, номинально проводимые акции, участие в неинтересных для педагога мероприятиях).

В последнее время я стала передоверять разработку систем оценивания, другие документы своим заместителям, как следствие – не всегда сегодня являюсь компетентной в некоторых областях. А из этого следует, что и не могу в полной мере осуществлять мониторинг эффективности функционирования.

Понимаю, что многие задачи и ответственность за их выполнение беру на себя, когда их можно было бы разделить на членов коллектива, побуждая их к лидерству.

Ну и, конечно же, не могу не вспомнить своей позиции в отношении родителей учеников. Понимаю, что мои отношения с сегодняшними родителями кардинально отличаются от взаимоотношений с теми, первыми нашими родителями – единомышленниками, которые рискнули и привели к нам в 1994 году своих детей в школу, которую мы вместе с ними, в буквальном смысле, строили: белили, красили, вставляли окна, стелили линолеум. Они, родители наших первых выпусков, были с нами в самые трудные годы становления школы и сейчас остаются самыми верными и преданными друзьями школы, ее сторонниками, почитателями. Именно они создают сегодня положительный имидж нашей образовательной организации в социуме. За двадцать четыре года ситуация несколько поменялась: уже молодое поколение родителей, кому чуть за 30, приводят своих детей к нам, выбирая нашу школу из множества городских школ. И беря на себя бремя платных услуг (дополнительное образование) они считают себя, в первую очередь, заказчиками услуги, и только потом – партнерами, единомышленниками. Родители, к сожалению, стали требовать от школы. «Выучить, чтобы куриный цыпленок научился плавать, а утенок – хорошо бегать по земле, чтобы барашек начал мяукать, а кошка – давать хорошую шерсть, – в этом заключаются все усилия русских училищ, гимназий, университетов и даже наших несчастных родителей, несчастной русской семьи. Никакого нет рассмотрения и простого даже внимания к предварительным способностям, к детским и отроческим априориям; к «врожденным зародышам», - писал более века тому назад З.Я. Лавровский (соратник Сухомлинского). А много ли изменилось за эти сто лет? Нам надо уметь договариваться с родителями: какие способности заложены в ребенке, а где его «тролить» нельзя.

 Попробую дать самой себе задания, итогом выполнения которых, несомненно, будет рост мотивации:

Определю для себя лично (сделаю циклограмму) только важные и нужные нашей школе мероприятия, согласую их с коллективом.

Создам группу по разработке новой системы оценивания и мониторинга. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас…», - писал Зигмунд Фрейд. Нам нужен мониторинг, показывающий процесс изменений результатов работы учителя в сравнении с самим собой. Мой вызов коллективу: «Не догоняй других! Перегони себя! Иначе мысль перегонять тебя ни у кого никогда не возникнет!»

На ближайшем педагогическом совете объявлю о создании «Школы резерва», объясню коллегам, что буду рада, если в школе появятся новые лидеры, готовые реализовывать интересные проекты. Вот здесь важна поддержка новых разумных идей и умение убедить в целесообразности принимаемых решений всех остальных. Принцип эффективного менеджмента: демократия – на этапе принятия решений, и диктатура – на этапе их реализации (по И. Адизесу). Надо сделать так, чтобы каждый педагог мог принять участие в обсуждении решений, иначе у педагога вряд ли будет достаточная мотивации на этапе реализации.

И ещё одна, очень важная, для меня составляющая моей работы, которая должна измениться. Это - работа с родителями. Мне просто необходимо сегодня больше общаться с ними, находить новые точки сотрудничества, новые формы, которые приведут к положительным результатам. Родители должны понимать, что мы не по обе стороны баррикад, а являемся «соработниками» в сложном деле воспитания Человека. Родители должны стать частью команды, разделяющей ответственность за детей, за их обучение и воспитание вместе с педагогами.

Хочу возобновить замечательный проект «Ветераны». И обязательно привлечь к нему старшеклассников. Думаю, что это будет замечательное событие!

Хочу обратить внимание на коммуникативную культуру и заниматься ее развитием (в конце концов, мы этому хотим учить детей, а сами?). Разработать план действий, которые помогли бы сплотить сотрудников через соответствующую тему методического объединения классных руководителей. Здесь можно предусмотреть цикл лекций и тренингов по психологии общения, педагогические консилиумы с целью обмена опытом по способам продуктивного общения. Исследования психологов степени тревожности и причин ее среди учащихся меня не могут не волновать, но и для самих педагогов это тоже важно, поскольку все хотят комфортных взаимоотношений в коллективе. Это вопрос собственного здоровья, в конце концов. Многие специалисты полагают, что заболевания нередко возникают вследствие психологического перенапряжения, стрессовых ситуаций, негативного мышления и тревожности. Трудности в работе над коммуникативной культурой будут: учительская аудитория одна из самых сложных – факт известный, мы редко признаем, что испытываем проблемы подобного порядка. Грамотная организация неформального общения тоже помогает. Неформальные встречи, дружеские дискуссии, туристические поездки или выезды коллективом, совместные посещения театра, праздники – да мало ли что. Общение в таких случаях происходят на равных, в непринужденной обстановке, за рамками нашей специфической деятельности. Кроме того, это возможность взглянуть друг на друга другими глазами, проявить свои таланты, способности не как учителя, как интересного человека. Это позволит сблизиться, поговорить о насущном без рабочей дистанции.

 

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности», – слова Уинстона Черчилля адресую себе ... И вперед в новый учебный год

 

 

 

01.09.2018

Автор — Буряк Е.Г, директор школы.